Инсайт-сессия в жанре спонтанного театра
Инсайт-сессия в жанре спонтанного театра
Бурное, зачастую турбулентное течение эволюции производства и социума диктует необходимость инновационных, творческих стратегий и решений.
Даже в периоды планомерной и предсказуемой социально-экономической динамики не креативный бизнес становился челночным и проигрывал в борьбе за выживание. А в быстро, неожиданно и зачастую деструктивно меняющемся мире не просто недостаточно, но и вовсе невозможно действовать механически, выполняя заученные алгоритмы, повторяя хорошо работавшие в прежние времена модели и схемы. Инноваторский подход к организации производства и бизнеса - всегда обеспечивал конкурентные преимущества уникальным и превосходным товарам и услугам, а во времена неопределенности и критических перемен он становится ключевым условием не только сохранения, но и расширения бизнеса. В хаотично меняющейся реальности необходимо не просто справляться с потоком событий и обстоятельств, но использовать силу его течений во благо себе и миру. В периоды неопределенности и не просчитываемых перемен неординарно мыслящие личности и венчурные проекты появляются буквально ниоткуда, и становятся ведущими силами мировой экономики.
Во все времена, а, в особенности, в периоды неопределенности и критических перемен креативные инновации были и остаются главным фактором преодоления кризисных явлений и деструктивных обстоятельств, а также, беспрецедентной возможностью решений актуальных задач производства и бизнеса, таких как:
- отсутствие стратегии развития и масштабирования бизнеса
- низкая эффективность бизнес-процессов
- организационная и технологическая стагнация предприятия
- слабая узнаваемость бренда, непродуктивная парадигма маркетинга
- снижение продаж и рыночной доли
- высокая текучесть кадров, низкая вовлеченность персонала
- эмоциональное выгорание руководства и ведущих специалистов
Для нахождения нетривиальных, превосходящих все ожидания решений этих задач необходим креативно-интуитивный инсайт, мощный подъем личностных и корпоративных ресурсов инновационного, творческого развития компании.
Для фасилитации этого инсайта мы предлагаем краткосрочную по времени, но уникальную по методологии и эффективности инсайт-сессию – постановку – импровизацию корпоративного мифа в жанре спонтанного театра.
Спонтанный Театр – созданный Я. Л. Морено жанр искусства и способ развития личности - предшественник психодрамы, play back театра и расстановок.
В пространстве Спонтанного Театр нет «четвёртой стены» между сценой и зрительным залом. Участники постановки, пребывающие в этом пространстве – сотрудники и руководители компании - не делятся на артистов и зрителей; каждый из них может - по своему усмотрению - быть зрителем или актёром (actor= «действующий», англ.).
Участники постановки не исполняют придуманные или прописанные роли, а из глубины души импровизируют их, следуя своему наитию, креативному воображению и вдохновенному порыву.
Спонтанная постановка – это развитие креативности - важнейшей компоненты психотехнического инструментария участника инновационных бизнес-процессов.
Театр спонтанности был задуман и осуществлен Морено как практика обучения креативности. Помимо глубочайших инсайтов и трансформаций, происходящих в пространстве театра, само пребывание в нем – это состояние вдохновенной спонтанности. Это состояние – рабочий инструмент креативного мастерства, профессиональной самореализации и личностного развития. Участники постановок осваивают этот инструмент, необходимый для построения и ведения яркой счастливой жизни и успешного бизнеса.
Творчество - это не действие и даже не занятие. Это состояние души. И неотъемлемая интенция этого состояния - саморазвитие, освоение новых умений и горизонтов практики, новых инструментов профессионального мастерства, новых технологий. Эта креативная интенция - условие и гарантия организационного и технического усовершенствования, повышения эффективности бизнес-процессов.
Творческий процесс – энергопрофицитен. Субъект процесса черпает и пополняет энергию созидания из неиссякаемого глубинного источника жизненных сил. Постановка мифа способствует зарождению и укоренению атмосферы вдохновенности, вовлеченности, эмпатии, исключающей причины выгорания. Психологический климат созидания, обновления, преодоления, вау эффекта – также и питательная среда осознания высокой миссии компании, и как следствие, создания яркого, впечатляющего корпоративного стиля, бренда, слогана, парадигмы и инструментария продвижения продукции предприятия, укрепления и расширения клиентской базы.
Второй базовый компонент психотехнического арсенала инноватора, развиваемый в спонтанной постановке – интуитивность, прозорливость, «шестое чувство».
Интуиция – транслитерация английского слова «Intuition» (tuition – наставничество, in – внутри, tutor – наставник), буквально переводимого как «внутреннее наставничество». В моменты судьбоносных перемен и значимых решений, в ситуациях неопределенности - мы жаждем этого наставничества. Мы – тогда и всегда - хотим расслышать и понять мудрый голос Внутреннего Наставника – но можем сделать это только в специфическом состоянии души. Побывав в этом состоянии, мы впоследствии сможем возобновить и освоить его.
В этом состоянии мы соединяемся с глубинной основой бытия и психики, управляющей настроениями и переживаниями людей, генерирующей события, обстоятельства и случайности. Мы становимся не просто наблюдателями, но соучастниками процессов, происходящих на этой глубине, то есть, со-созидателями реальности.
Парадоксальный, метафорический, удивительный, но великолепно работающий путь погружения в это состояние, соединения с глубиной бытия и психики, третий компонент, необходимый для успешного инновационного развития – миф.
Участники постановки на время действа превращаются в обитателей пространства корпоративного мифа. Загадочных, странных, но добрых и строгих сущностей, создающих реальность и управляющих ею. В пространстве мифа миссия компании ощущается как беспрецедентная основа деятельности компании и самореализации руководства и персонала.
В спонтанной постановке разворачивается и успешно завершается история инновационного «прорыва» компании. Эта история, воплощенная в интуитивном сценическом действе, выстроенная на мифической глубине - теперь обязательно сбудется в жизни. Спонтанно импровизируемый сюжет постановки, вдохновение и интуиция действующих в этом сюжете «актеров» - участников игры – открывают возможности и ресурсы преодоления, обновления и развития. Участники постановки узнают об этих возможностях и ресурсах и приобретают их через образы, метафоры и чувства. В ходе обсуждения и анализа, эти открытия и приобретения будут осознаны, переведены на язык простых и понятных мыслей.
Постановка также способствует потеплению психологического климата, синергетическому сплочению коллектива в целостное сообщество, здоровый и сильный организм. Она проходит в атмосфере самораскрытия, взаимного доверия, добросердечия, воодушевления, азарта командной игры. Процесс усиления взаимопонимания и эмпатичности получает мощнейший фасилитирующий импульс в ходе постановки. И впоследствии «живая», «теплая» компания - становится и уютным «домом» для сотрудников, и привлекательным «новым местом обитания» для квалифицированных и психологически компетентных соискателей вакантных должностей.
Происходящее в ходе постановки не только полезно, но и интересно, увлекательно, захватывающе. Постановка корпоративного мифа - с одной стороны – мероприятие по развитию компании и персонала, но с другой - яркая форма делового отдыха и психологической рекреации.
Цели и ожидаемые результаты, структура, условия проведения мероприятия